Доклад: «Организационно – методические условия оздоровления дошкольников средствами физической культуры»

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни.

В Казахстане ежегодно рождается 3—3,5 тысячи детей с врожденными пороками развития. Участились случаи рождения детей с синдромом Дауна. По статистике, в Астане таких детей 350. За 2015 год родились 55 особенных деток, на июнь 2016 года их в столице 16. Статистика по Казахстану такова — 1 к 700, то есть каждый семисотый ребенок рождается с синдромом Дауна. Приблизительно, около 12 тысяч деток таких по Казахстану, также вдвое больше с пороками центральной нервной системы и другими тяжелыми отклонениями. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1-2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4-5.

Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются: падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья родителей; стрессы; дефицит двигательной активности детей; недостаточная информированность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, неполноценное питание.

Физкультурно-оздоровительное направление работы  детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. Это направление работы оказывало и оказывает большую помощь родителям в оздоровлении детей средствами физической культуры. В осуществлении этого направления помогает  типовая программа дошкольного воспитания и обучения, в которой четко прописана образовательная область «Здоровье» и ее подобласти «Физическая культура» и «Валеология».

  О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л.С. Выготского (1956 г.), А.В. Запорожца (1967 г.), Ж. Пиаже (1956 г.), Дж. Брунера показано наличие прямой связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей дошкольного возраста.

    В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психологического и интеллектуального развития.

    Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитании в детском учреждении и семье.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившаяся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков.

Малая подвижность, которая связана с изменением уровня жизни людей — все это,  влечет к слаборазвитой физически, к менее эмоциональной, менее здоровой нации людей, приводя ее к моральному и физическому истощению.

Поэтому первоочередной задачей физического воспитания в дошкольной организации  является привитие потребности детей к движению, так как положительное влияние физкультурных занятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка, развитии движений, снижении заболеваемости.

Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

К образовательным задачам относятся:

  • формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • формирование начальных знаний в области физической культуры.

Образовательные задачи направлены на формирование доступных знаний об основах здорового образа жизни и приобщения детей к физической культуре. Дошкольники получают представления о многообразии физических и спортивных упражнений, а также знания о назначении и способах использования разных видов движений, сходстве и различиях в скорости, силе, направлении, их практической значимости.

Воспитательные задачи:

воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);

содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры: потребность в ежедневных физических упражнениях;

навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности; грациозность, пластичность, выразительность движений; творчество; навыки самоорганизации, взаимопомощи; гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.

Оздоровительные задачи направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, на совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  • формирование правильной осанки;
  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • формирование изгибов позвоночника;
  • развитие свода стопы;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • развитие гармоничного телосложения;
  • регулирование роста и массы костей;
  • развитие мышц лица, туловища, рук, ног, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.;
  • развитие мышц-разгибателей;
  • совершенствование деятельности сердечно — сосудистой и дыхательной системы;
  • развитие способности приспосабливаться к меняющейся нагрузке;
  • развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких;
  • тренировка механизмов терморегуляции;
  • обеспечение тренированности нервных процессов;
  • совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.

Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др., комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.

Гигиенические факторы включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. Установлено, что регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, энергетической, улучшает обменные процессы, что в свою очередь создает предпосылки для образования надежного защитного барьера организма перед различными вредными воздействиями.

Основные принципы закаливания: комплексность использования природных факторов; постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств; непрерывность проведения закаливающих процедур; направленность закаливающих средств на различные участки тела при чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности; проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с движениями, физическими упражнениями; осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается сочетанием метеорологическими факторами среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей); наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности; создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам.

При сочетании естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивается эффект закаливания.

   Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Правильно оценивать физическую подготовленность необходимо для того, чтобы, умело направляя воспитательный процесс, своевременно вырабатывать у ребенка необходимые навыки.

В ответ на внешние воздействия организм ребенка реагирует активизацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпыванием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. Нетренированный ребенок способен выдерживать сравнительно небольшую нагрузку, которая связана с необходимостью сохранять определенное положение тела, не более 5 — 7 мин. Поэтому при построении занятий предусматривается частая смена поз и движений.

Бег. Уже у детей раннего возраста бег является основным способом передвижения. Он оказывает значительное влияние на улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, что в свою очередь создает основу для совершенствования быстроты и выносливости. Физическую нагрузку при беге легко дозировать, изменяя скорость, время бега или пробегаемое расстояние, используя различные виды бега.

У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей. Общеразвивающие упражнения. В комплексы общеразвивающих упражнений в младшей группе входит 4-5 упражнений, в средней группе 5-6 упражнений, а в старшей и подготовительной группе входит 6 — 10 упражнений. Комплексы включают упражнения для всех крупных групп мышц: рук, плечевого пояса, туловища, ног. Особенностью комплексов является то, что два упражнения на одну мышечную группу выполняются подряд. Это обеспечивает большую физическую нагрузку на эти мышцы.

Упражнения в основных движениях. При планировании упражнений в основных движениях предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем. При этом рекомендуется следующее сочетание основных движений; метание — прыжки, упражнение в равновесии — метание; лазанье — упражнение в равновесии; прыжки — лазанье. Но эта схема примерная. Очень мало движений, которые можно освоить за два занятия и закрепить на третьем.

В соответствии с Типовой программой (2016 г.), физкультурные занятия проводятся три раза в неделю во всех группах детского сада. Занятия могут сопровождаться музыкой.

В течение учебного года в физической культуре значительное место отводится занятиям тренировочного типа (50% от всех других занятий), которые направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей.

 С целью совершенствования освоенных ранее движений в беге, прыжках, бросании и ловле мяча, метании предметов вдаль проводятся занятия, которые строятся на целостной сюжетно-игровой ситуации. Все действия ребенка объединены одним единственным сюжетом («Поход», «Пожарники», Туристы» и т.д.).

 Физкультурные досуги, спортивные развлечения, соревнования являются одной из интересных форм деятельности дошкольников, так как они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и умений в области физической культуры. Данные мероприятия являются радостным событием в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, установленный в спортзале и  на участке. Наличие должного оборудования создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

   Одной из важных форм оздоровительной работы дошкольников является утренняя гимнастика, проводимая каждый день перед завтраком. В теплое время года она обязательно проводится на воздухе, что еще больше усиливает ее оздоровительный эффект.

Дошкольный возраст характеризуется динамичным развитием двигательной и психической сферы детей. Однако, основные функциональные системы, опорно-двигательный аппарат и нервная система еще далеко не полностью сформированы. Этим объясняется повышенный уровень заболеваемости детей данного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

В нашем детском саду оздоровительные задачи в процессе физического воспитания детей стоят на первом месте. Решение их направлено на сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях, на совершенствование адаптационных и функциональных возможностей организма, повышение умственной и физической работоспособности, повышение сопротивляемости организма негативным влияниям внешней среды путем его закаливания. Разумеется, оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *