СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию
фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает
художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает
раскрыть таланты, заложенные в ребёнке природой.
Основным «художественным занятием» в раннем возрасте являются игры
с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс
использования материала, нежели полученный результат. Ребенок занят
исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку.

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих
развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому
поиск путей эффективности развития детей раннего возраста средствами
продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Особенно важным моментом является то, что посредством совместной
творческой деятельности в раннем возрасте происходит налаживание контакта
взрослого и ребенка. Здесь хочется вспомнить слова, которые произнес
Е.А.Брюн «Это творчество интересно и само по себе, как проявление
естественной стихии жизни, и, что самое ценное, формирует у ребенка и
воспитателя эмоциональный и творческий диалог, сначала — между собой, а
потом со всем окружающим миром».

Совместное творчество ценно как общение, ведь ни что не сближает так
детей и взрослых, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда
имеет возможность помочь ребенку справиться с затруднениями,
возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать
личным примером. В результате в процессе совместной деятельности ребенок
приобретает уверенность в собственных силах и неподдельный интерес к
творчеству. Согласно позиции А.Л. Венгера, в процессе совместной
деятельности ребенок проявляет стихийную активности, а взрослый —
социализированную или «культурную» активность. И именно эта «культурная»
активность «…направлена на передачу ребенку исторически выработанных
психологических средств и способов действий, социальных норм, традиций,
культуры в целом. Благодаря этому и активность ребенка постепенно
«окультуривается», обогащается этими средствами и способами, начинает все
более соответствовать требованиям общества».

Таким образом, продуктивная деятельность имеет большой потенциал
для развития социальных качеств ребенка, что в свою очередь обеспечивает
успешную социализацию детей. Процесс социализации детей раннего возраста
в продуктивной деятельности является результативным, если осуществляется с
моделью, включающей в себя взаимосвязанные компоненты: цель, задачи,
подходы, формы, методы, виды организованной совместной деятельности.
Цель моей работы: использование изобразительной деятельности для
расширения и укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми как
средство развития индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

Педагогические: организация взаимодействия между взрослыми и
детьми, развитие навыков «игры рядом».
Творческие: развитие детей в изобразительной деятельности, подбор
современных материалов.
Образовательные: овладение разными техниками и приемами в разных
видах изобразительной деятельности.
При организации изобразительной деятельности создаю условия для
приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации:
игры «рядом и вместе» со взрослым, общение, следование простым правилам.
На первых занятиях привлекаю детей к процессу манипуляции с кистью,
карандашом, красками, бумагой, пластилином. Данный этап позволяет вступить
в тесный контакт с ребенком, учит его слушать инструкции взрослого. Все
задания выполняются совместно с ребенком, его руками. Широко использую
игры с пластилином, красками, бумагой и другими изобразительными
материалами. Подбираю современные изобразительные материалы, которые
позволяют вызвать интерес к изобразительной деятельности, такие как песок,
цветная вода, соль для ванны, пробки, жидкое мыло, пена, камушки, поролон,
различные виды круп и макаронных изделий, кокосовую стружку. Считаю
своей находкой использование в изобразительной деятельности недавно
появившихся в продаже материалов для игр детей -геля и «живого песка». Эти
материалы позволяет вызвать интерес к продуктивным видам деятельности у
малышей. Таким образом, в ходе совместной творческой деятельности детей и
взрослых, малыши знакомятся с окружающим миром посредством всех
органов чувств, т. к. имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и
даже, иногда, попробовать на вкус (если это не опасно) различные вещества,
такие как мак, горох, сухой укроп, соль, различные крупы. Особенно важным
мотивационным моментом для детей является, на мой взгляд, то, что все
предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит
детям радость и эмоциональное равновесие, а так же развивает целый спектр
умений и способностей.

Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание
ситуации успеха, воспитание у ребенка интереса к «продукту» собственной
изобразительной деятельности, желания рассказать о том, что его волнует,
радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими
ему людьми. А задача взрослых, искренне порадоваться вместе с маленьким
гением, ведь любовь близких людей и признание его очень важно для него.
Поэтому в группе постоянно проводятся мини – выставки работ детей, где
ребенок может полюбоваться своей работой вместе с родителем, после чего
создать дома постоянно действующую, постоянно обновляющуюся выставку,
что является со стороны взрослого чувством искреннего уважения к продуктам
детской деятельности. Ведь «детская поделка – это частичка души маленького
человечка, его видение окружающего мира и пусть маленькое, но уже
достижение в жизни и не важно, создана она собственными руками или
совместно с взрослым человеком».

Анализируя свой и опыт работы других педагогов, занимающихся
художественным творчеством с детьми раннего возраста, можно сделать
следующий вывод: занятия творческой деятельностью способствуют
социализации и развитию творческой личности. Задача взрослых состоит в
том, чтобы внимательно относится к естественным проявлениям ребенка и не
ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации;
уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу
выбора (так например, на своих занятиях, несмотря на ранний возраст
воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько
оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора,
помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему
его миру); удовлетворять потребность ребенка в новых знаниях, умениях,
навыках, т. е. использовать различные техники и материалы (на занятиях,
получая определенную свободу в действиях, малыши придумывают
собственные необычные техники, а мне как педагогу остается только учиться у
них и собирать эти техники в свою педагогическую копилку); научиться
взрослому, делать не за ребёнка, а вместе с ним и доверять ему то, с чем он
вполне может справиться сам.

Анализ данных педагогического отслеживания уровня усвоения
образовательной программы воспитанниками позволяют мне сделать вывод,
что совместная продуктивная деятельность является одним из действенных
средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения,
помогая ребенку осваивать духовный и материальны мир, одновременно
создавая продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие
способности детей, основываясь на личных переживаниях и начальном
социальном опыте, происходит формирование социальных качеств.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *