ПРИОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей
является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня
интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных
задач развития нашей страны. Это находит отражение в ряде нормативно-
правовых документов, в том числе в новом ФГОСе дошкольного образования,
среди основных задач физического воспитания дошкольников которого
называются:
— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни.

В словаре русского языка дается следующее толкование понятию
здоровья: «состояние организма, при котором правильно, нормально действуют
все его органы». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится,
что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но
и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на
рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей,
способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и
несчастных случаев.
Совместная работа ДОУ и семьи по приобщению детей дошкольного
возраста к ЗОЖ немыслима друг без друга на современном этапе развития
общества.

Работа с родителями в нашем ДОУ организована в соответствии с новым
ФГОСом дошкольного образования, среди задач которого выделяют
«обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ч.1, ст.1.6, п.9). Одним из
требований к условиям реализации основной образовательной программы
дошкольного образования является создание образовательной среды, которая, в
том числе, «создает условия для участия родителей (законных представителей)
в образовательной деятельности» (ч.3, ст.3.1, п.6).

В нашем ДОУ система совместных занятий с родителями ориентирована
на возрождение духовно-нравственных традиций семьи. На совместных
занятиях физической культурой мы стараемся создать условия для развития
позитивных родительско-детских отношений, способствующих личностному

росту родителей и детей, раскрепощению и активизации воспитательного
потенциала семьи. Совместная деятельность детей и родителей организуется
таким образом, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной,
способствовала формированию практических навыков и необходимых
представлений о здоровом образе жизни и постепенно «переходила» в
самостоятельное поведение детей.

По нашим наблюдениям, на физкультурных занятиях в совместной
деятельности родителей и дошкольников наибольшее значение имеет
отношение родителей к занятию физической культурой, которое проявляется в
их активных действиях, эмоциональных реакциях, оценках происходящего.
Взрослый своим поведением показывает пример положительного,
неравнодушного отношения к занятиям физической культурой, к здоровому
образу жизни, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что
совершается на глазах у детей.

Таким образом, через пример родителей у ребенка формируется
положительное отношение к занятиям физической культурой и в целом
формируется потребность в здоровом образе жизни и занятиям спортом в
будущем.
В нашем саду на протяжении уже 15 лет традиционно проводятся
совместные физкультурные занятия с родителями «Давайте дружить!».
Начинаются они с конца ноября на входе в полярную ночь и проводятся на
тематической «Неделе нескучного здоровья». В течение года также организуем
праздники «Здравствуй, Солнце!», совместные физкультурные развлечения,
посвященные 23 февраля и 8 марта, спортивно-музыкальный праздник
«Проводы зимы».

При планировании совместной деятельности с родителями с учетом
вступления в силу ФГОСа дошкольного образования, мы ставим перед собой
следующие задачи:
— помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком,
расширяя диапазон их общения;
— содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости,
удовольствия от совместной деятельности;
— приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни;
— обогащать двигательный опыт детей, развивать ориентировку в
пространстве, координацию движений;
— содействовать обогащению знаний родителей о физическом воспитании
дошкольников;
— познакомить родителей с элементами техник сохранения и укрепления
здоровья, используемыми на физкультурном занятии.
Специалисты нашего ДОУ обращают внимание, что для установления
эмоционального контакта с ребенком особое значение имеет непосредственный
физический контакт с родителями.
К сожалению, сейчас нечасто встречаются родители, которые без всякого
повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку, обнять его, поцеловать или просто потрепать по плечу. Многие родители в
нашем саду считают своего ребенка большим уже в старшей группе (когда ему
всего 5 лет). И думают, что он не нуждается в частом физическом проявлении
любви. На самом деле папа и мама упускают огромные возможности во
взаимоотношениях с детьми. При каждодневном общении ребенку необходимы
любящий взгляд и нежное прикосновение.

На физкультурном занятии создаются все условия, чтобы помочь
установить физический контакт ребенка с родителем. В первую очередь, это
комплексы общеразвивающих упражнений, которые обязательно
подразумевают занятие в парах с родителями. Кроме того это элементы
веселого массажа, а в младших и средних группах еще и «аттракционы» с
родителями, когда они катают своих детей на себе, кружат, подкидывают,
катают их на ковриках. Такие формы организации физической активности
способствуют установлению физического контакта детей с родителями. Таким
образом, дети с родителями вынуждены действовать сообща. Не всегда это
получается сразу, но потом совместное занятие так увлекает, что все
неловкости просто исчезают.

Когда в физкультурном зале создана комфортная эмоционально-
психологическая атмосфера, у родителей и детей возникает чувство радости,
удовольствия от совместных занятий физической культурой. Но перед нами
стоят еще и другие задачи — содействовать обогащению знаний родителей о
физическом воспитании дошкольников, об элементах техник сохранения и
укрепления здоровья, о физических возможностях и способностях их детей.
Это достигается посредством использования подвижных игр, эстафет,
хороводных танцев – всего того, что родители и сами могут использовать для
совместного времяпровождения с детьми. Видя, какой эмоциональный отклик
находят совместные занятия физической культурой, многие родители остаются
после занятий для получения консультации по проведению активного
семейного досуга.

О достижении поставленных задач можно судить по отзывам родителей о
совместных занятиях. Вот выдержки некоторых из них:
«… Очень понравилось ребенку, пришел домой довольный, окрыленный,
заставил организовывать такие же игры дома…»
«Выражаем огромную благодарность за необыкновенно проведенный
урок физкультуры, где с пользой и интересом занимались не только дети, но и
родители…»

Таким образом, совместные физкультурные занятия с родителями:
 Объединяют всех участников образовательного процесса.
 Формируют у родителей основы физкультурной грамотности.
 Позволяют эффективно применять здоровьесберегающие
технологии.
 Способствуют преодолению стеснения у детей и родителей.
217
 Способствуют улучшению взаимоотношений родителей между
собой.
 Помогают в приобщении родителей и детей к здоровому образу
жизни

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *