РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПУГОВИЦАМИ

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека,
активный период для развития многих психических процессов.
В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль
играют коммуникативные способности.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей должно происходить
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования.

Образовательный процесс необходимо строить на адекватных возрасту
формах работы с детьми, причем основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во
многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. В детском
саду должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, где
взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера,
проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают
его достоинство. Основой проектирования воспитательно-образовательного
процесса, является отказ от учебной модели в детском саду, использование
педагогами новых форм работы с детьми, позволяющими обучать
воспитанников так, что они об этом не догадывались.

Изменяется способ организации детских видов деятельности — это не
руководство воспитателя, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и
ребенка. Современные требования к развивающему обучению в период
дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой
деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы
познавательного, учебного и игрового общения.

Одним из приоритетных направлений моей работы в детском саду
является развитие коммуникативных способностей дошкольника.
Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной
деятельности я использовала разнообразные формы работы с детьми. Включала
в образовательный процесс словесные, демонстрационные, наглядные,
индивидуальные методы и приемы. В самостоятельной деятельности
обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает
деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно
являюсь партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о
поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при
необходимости. Кроме того, в такой совместной

деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей, особенности
их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в
основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем,
доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не
предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно
обернуть в пользу малыша.

Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и
недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать
обыкновенная пуговица. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и
форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются
ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица — идеальная развивающая
среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в
отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и
ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда
взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто
позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Я на основе коллекции пуговиц создала игры, вызывающие интерес со
стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие,
образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при минимальной
затрате времени на их выполнение.

Использование игр с пуговицами позволяет ребенку легче адаптироваться
в группе детей. Создает новые условия для самовыражения, объединяет всех
детей совместной деятельностью. Повышает уверенность в своих силах,
знакомит с навыками релаксации, способствует развитию интеллектуальных
возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия. Являются своеобразным
тренингом общения, социальных отношений ребёнка, реализовать свои
творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные
умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей,
позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи, помогает
раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей.
Работе с пуговицами присуще:

вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых сюжетах;
мобильность и компактность, то есть использование в удобной для ребенка
среде: на ковре, за столом и т.п.; приспособленность, как для индивидуальной,
так и для совместной (ребенок-взрослый или ребенок-ребенок) игры. Последнее
важно, поскольку в старшем дошкольном возрасте определенную силу
получает и соревновательный мотив.

Пуговицы можно использовать на занятиях по формированию
математических представлений и в индивидуальной работе, для развития
математического мышления. Такая пуговичная математика очень нравится
детям, и они постепенно начинают оперировать понятием множества.
«Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно

сортировать по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу. Строить
ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.
Пуговичный массаж для рук и ног — происходит активизация
сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с
окружающим миром.
Формы работы на словотворчество: составление описательных рассказов
пуговицах; речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»;
придумывание сказок и историй.

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, провожу их в форме
соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый
выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными
пальчиками, пальчиками обеих рук.

Опыт работы показывает, что использование игр–занятий с пуговицами
дает положительные результаты. Дети стали любознательными и
доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям,
ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу с
взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются,
стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели. Дети уже могут
договориться и вместе решить проблему.

У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно
обратиться с просьбой, выразить благодарность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *