О ВАЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Лев Толстой, отвечая на письмо В.Ф. Булгакова, писал: «…То, что
свобода есть необходимое условие всякого истинного образования, как для
учащихся, так и для учащих, я признаю, как и прежде, т.е. и угрозы наказаний и
обещания наград (прав и т.п.), обуславливающие приобретение тех или иных
знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному
образованию…»

Взаимодействие взрослых с детьми — это важнейшее условие развития
каждого ребенка. Выделяют два типа взаимодействия взрослого с ребенком:
авторитарный и личностно-ориентированный. Авторитарный стиль направлен
на то, чтобы воспитать послушного ребенка, исполняющего все указания
взрослого. Данный тип взаимодействия плох тем, что педагог забывает об
интересах детей, о том, что каждый ребенок представляет собой личность со
своими потребностями и желаниями. При таком стиле взаимодействия детям
тяжело проявить самостоятельность и инициативу. Ребенок в буквальном
смысле подчиняется взрослому.

В результате дети не могут сами принимать решения, ведь они абсолютно
зависят от взрослых. Очень важно не допускать этого! В первую очередь нужно
думать о воспитании всесторонне развитой гармоничной личности.
Целесообразно опираться на личностно-ориентированную педагогику. Педагог
должен создавать все необходимые условия для развития творческой
самостоятельной и интересной личности! Нужно давать ребенку больше
свободы, чтобы малыш мог сам выбрать занятие по душе! Педагогам следует
быть с воспитанниками на равных, сотрудничать вместе. В рамках личностно-
ориентированного варианта взаимодействия с детьми взрослый должен быть
другом и помощником!

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать
Принцип сотрудничества в воспитании реализуется при:
 совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе меж субъектной
связи;
 целевой установке взрослого на личностный подход;
 коллективной организации деятельности;
 эмпатии в межличностных отношениях, то есть способности принимать
точку зрения другого человека, его чувства, переживания.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с
помощью общения. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная
речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик,
приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного

климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный
эмоциональный опыт.

Таким образом, ребенок научиться любить, уважать себя и окружающих.
Дети смогут самостоятельно принимать то или иное решение и не будут
бояться немедленного наказания. А ведь это очень важно! Когда ребенок растет
в дружелюбной атмосфере – он раскрепощается, становится более смелым, а
значит и самостоятельным!
Мы считаем очень актуальным введение федерального государственного
образовательного стандарта в практику дошкольного образования. Новый
стандарт предполагает:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;

 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Л

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *