ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют
специфические виды детской деятельности, способствующие полноценному
развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся
игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве
условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им
двигательную активность.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому
ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и
оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе
развивающего обучения.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка
в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и
признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными
отношениями, постигает социальные отношения между людьми, узнает о
человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Овладевает
миром звуков, приобщается к музыкальной культуре, развивается физически,
познает особенности устройства собственного организма, экспериментирует с
цветом, формой, создает продукты собственного творчества, приобретает
полезные социальные навыки и т.д.

Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды
его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой
для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы
самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность
и творческое воображение, умственные художественные способности,
коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая
терминология:

Среда (Обогащенная) — предполагает единство социальных и предметных
средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда (Предметная) — система предметных сред, насыщенных играми,
игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации
самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда (Развивающая Предметная) — система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития. В исследованиях В.А. Ясвина, развивающая
образовательная среда — та, которая «способна обеспечивать комплекс
возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда (ПРС) – совокупность природных и
социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного
развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих
разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на
личность ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития.

Она должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать
условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям
актуального физического и психического развития и совершенствования,
обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Среда будет
являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь
определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными
потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н.Леонтьев и
др.).

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать
следующие принципы:
— открытости;
— гибкого зонирования;
— стабильности (динамичности) развивающей среды;
— полифункциональности.
Принцип открытости. Его можно реализовать в нескольких аспектах:
открытость природе, культуре, обществу и своего «Я».
Принцип гибкого зонирования, заключается в организации различных
пересекающихся сфер активности.
Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно
связан с принципом гибкого зонирования.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с
помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все
помещения детского сада.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо
помнить:

— она должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции, но самое главное — она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка;
— необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
— дизайн детского сада ориентирован на безопасность и возраст детей;
— элементы декора должны быть легко сменяемыми;
— в каждой группе должно быть предусмотрено место для
экспериментальной деятельности;

— организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо
учитывать закономерности психического развития детей, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень
общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной
сферы;
— пространство группового помещения должно быть
полифункционально;
— цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами;
— при создании развивающего пространства в групповом помещении
нужно учитывать ведущую роль игровой деятельности;
— предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной
программы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *