ПОСТИГАЕМ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦ

В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования в содержание образовательной области
«Речевое развитие» входит знакомство детей с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы. Данное содержание реализуется в процессе восприятия детьми
художественной литературы и фольклора.
Русские пословицы заключают в себе богатство, блистательную
краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали
себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии.
Пословица отличается от афоризма тем, что кроме прямого смысла
заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с
тем, который в них прямо выражен.
Многозначность затрудняет понимание и употребление в речи пословиц
детьми дошкольного возраста.
Необходима планомерная работа: игровые, практические действия с
пословицей. Такую деятельность мы решили представить в виде совместного
долгосрочного проекта.
Содержание проекта реализуется в процессе взаимодействия взрослых и
детей на факультативных интегрированных занятиях, которые вошли в
вариативную часть образовательной программы ДОУ и проводятся 1 раз в две
недели во вторую половину дня.
На занятиях используется мимическая кукла — кот Грамотейка.
Взаимодействие с вымышленным персонажем у детей происходит на уровне
образности и фантазии, позволяет ярче выражать свои эмоции и проявлять
интерес к деятельности.
Тема проекта: «Постигаем смысл пословиц»
Тип проекта: долгосрочный, познавательно – исследовательский,
коллективный
Участники проекта: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитанники,
воспитатели и родители подготовительной логопедической группы
Сроки реализации: октябрь – март
Проблемный вопрос: Что такое скрытый смысл пословиц?
Цель: развитие понимания переносного смысла русских пословиц
Задачи:
 развивать навыки логико-смысловой организации высказывания;
 формировать умение работать с информацией через установление
причинно-следственных связей;
 совершенствовать психические процессы;
 создавать психологический комфорт;
 развивать коммуникативные навыки детей.
Ожидаемый результат:
1. Развиты исследовательские навыки и умения.
2. Сформировано осознанное и положительно – эмоциональное отношение к
пословицам.
3. Использует пословицы в речевых высказываниях, коммуникативном
общении.
Модель организации деятельности взрослых и детей
Учитель-логопед совместно с детьми:
— объясняет смысл пословицы через создание проблемной или игровой
ситуации, от лица сказочного персонажа, рассматривание картин;
— анализирует структуру пословицы, используя следующие приёмы: посчитать
количество слов, назвать 1,2,3 слово, упражнения «притопы, хлопки»;
— предлагает заменить слово движением: «надень колечко на словечко»;
— проводит игровые упражнения «Пословицы шутят», «Подскажи словечко»,
«Разгадай ребус»;
— придумывает ситуации под пословицу, подбирает художественные
произведения, проводит игру-драматизацию.
Педагог-психолог:
— создаёт позитивный настрой ритуалом-приветствием;
— стимулирует развитие психических процессов, используя пальчиковые игры,
теневой театр, задания на развитие графомоторных навыков;
— обеспечивает психологический комфорт через релаксационные упражнения,
обратную связь;
— развивает детское сотрудничество, используя упражнения «Сам по себе»,
«»Цветущая поляна», «Выложи снежинку».
Воспитатели:
— организуют чтение и обсуждение художественной литературы, подходящей
по смыслу пословицы;
— планируют практическую деятельность детей;
— моделируют проблемные ситуации;
— посещают занятия факультатива.
Родители:
— по просьбе педагогов собирают информацию;
— оказывают помощь ребёнку в оформлении рисунков;
-участвуют в заседании семейного клуба «В гостях у пословиц».
Воспитанники:
— участвуют в совместном поиске информации;
— задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы;
— отстаивают свою точку зрения;
— оформляют рисунки;
— участвуют в различных видах игр.
Итоги проекта были подведены на заседании семейного клуба «В гостях у
пословиц», на котором дети активно использовали пословицы в различных
игровых ситуациях и речевых высказываниях. Они подбирали пословицы к
иллюстрации; отгадывали пословицы по инсценировкам; совместно с
родителями иллюстрировали их, исправляли деформированные пословицы.
Таким образом, совместная проектная деятельность оказалась
эффективной в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и дала
следующие результаты:
. позволяет в комплексе решать все поставленные коррекционно- развивающие
и образовательные задачи;
. формирует у ребёнка адекватное отношение к самому себе;
. делает обучение интересным и доступным;
. повышает профессиональное мастерство педагогов;
. обеспечивает взаимодействие детского сада и семьи в процессе реализации
содержания образовательной программы ДОУ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *