ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир
открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», —
писал классик отечественной психологической науки Л.С. Выгодский.
Формирование познавательно-исследовательской деятельности является
одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком
дошкольного детства, для его социализации в современном мире,
формирования жизненной компетенции. В п. 1.3. ФГОС ДО сделан акцент на
учете индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной
ситуацией и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения
им образования, индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники групп
оздоровительной направленности, с которыми я работаю, относятся именно к
этой категории детей, и поэтому требуют тщательного отбора педагогических
технологий, методов и приемов, средств образовательного процесса.
Среди основных принципов заложенных в ФГОС ДО отмечены:
— реализация программы в формах специфичных для детей данной
возрастной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности;
— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
— сотрудничество Организации с семьей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к
саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование
является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный
факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает
все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Познавательная деятельность детей способствует развитию детской
любознательность, пытливости ума и формирует устойчивые познавательные
интересы через исследовательскую деятельность.
Одной из технологий, поддерживающей выше перечисленные принципы,
можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея,
составляющая суть понятия «проект» — его прагматическая направленность на
результат, который получается при решении той или иной практически или
теоретически значимой проблемы. Использование метода проекта позволяет
развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному
конструированию своих знаний, ориентировке в информационном
пространстве, развить критическое мышление.
Развивающая педагогика изменила отношение взрослых к детям.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений
и навыков дошкольника, но и побуждать его через совместный поиск решений
самостоятельно овладевать нормами культуры. Уникальным способом
сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации
личностно-ориентированного подхода к образованию является технология
проектирования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс
обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, сможет
заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология
позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в
коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность
активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей,
помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей над
познавательными проектами способствуют формированию сплочённости,
содружеству между детьми, заинтересованному взаимодействию взрослых.
Для развития образовательной среды, разнообразия подачи информации,
развития познавательно-исследовательской деятельности было решено
попробовать применить метод проектов и привлечь родителей, чтобы реально
обеспечить индивидуализацию для каждого ребёнка и объединить в совместной
деятельности усилия взрослых и детей.
Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения
из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на
практике, что в конечном итоге формирует познавательно-исследовательскую
деятельность ребенка, позитивный социальный опыт. Проектная деятельность
является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и
взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
— установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и
объединить усилия для развития и воспитания детей;
— создать атмосферу общности интересов;
— активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от
нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны
развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы
воспитания.
Я работаю в группе оздоровительной направленности для детей с
аллергопатологией. Есть в нашей группе дети, у которых аллергия осложняется
астматическим компонентом, поэтому мы не можем наблюдать за живыми
объектами, ухаживать за комнатными растениями. В этой связи наиболее
целесообразно прибегнуть к помощи родителей.
Сначала был осуществлён выбор проекта, составлен план познавательной
деятельности (метод трёх вопросов «Что я знаю? Что я хочу узнать? Как это
узнать?»). Определен тип и вид проекта — краткосрочный информационный
проект «Наши домашние питомцы». Целью данного проекта было пробудить
интерес, любознательность, обогатить знания детей, удовлетворить их
потребность в получении новых знаний. Решались следующие задачи:
— формирование собственного познавательного опыта;
— формирование у детей основных природоведческих представлений и
понятий о живой природе;
— накопление гуманного, эмоционально положительного опыта,
формирование заботливого отношения к окружающей среде на основе
знакомства с объектами ближайшего окружения.
На этапе подготовки к реализации проекта мною осуществлялись
индивидуальные беседы с родителями, решались организационные задачи,
повышался уровень заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Взрослым предлагалось принять участие в сборе фотоматериала о комнатных
растениях, домашних питомцах. Родители заинтересованно отнеслись к
«домашнему заданию» — созданию презентации. Вместе с детьми взрослые
делали фотографии, подготовили небольшие выступления, написали короткие
познавательные рассказы для педагога. Заключительным этапом работы над
проектом была презентация, показанная в группе. Детям представилась
возможность рассказать о животных и растениях домашнего уголка природы
своим сверстниками и взрослым. Все это вызвало живой интерес у зрителей и
слушателей, так как демонстрация проходила на большом экране с
использованием видеопроектора.
Работа над данным проектом способствовала обогащению
познавательного, коммуникативно-личностного и речевого развития детей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *