АКТУАЛЬНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Основа воспитания человека закладывается в семье. Каждая семья — это
свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости, печали, заботы и традиции,
свой быт. Установлено, что в семьях, где родители тратят много времени на
беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются.
Для маленького ребенка ближайшее окружение, общение с родными,
является наиболее важным источником развития. Именно родители первыми
знакомят ребенка с окружающим миром, раскрывая многообразие предметов и
явлений, развивая познавательно и эмоционально, передавая культурно-
исторические традиции семьи и народа, помогая адаптироваться в мире вещей
и отношений, пока еще незнакомых и непонятных малышу.
На современном этапе многие родители дошкольников, в силу ряда
существенных обстоятельств (например, занятость на работе или непонимание
важности совместной деятельности с ребенком), не проводят со своими детьми
много времени. То свободное время, которое родители уделяют детям,
занимается, в основном, подготовкой ребенка к школьному обучению или
посещением досуговых мероприятий (кинотеатр, цирк, зоопарк и пр.). При этом
большинство современных родителей отдают себе отчет в том, что ребенок
нуждается в совместной деятельности с ними, но признаются, что не знают и не
умеют сотрудничать с ребенком (играть, рисовать, читать по ролям и т.д.).
Очевидно, многие современные семьи нуждаются в знаниях психологии и
педагогики дошкольника, для повышения уровня воспитательной
компетентности. Ведь родители должны быть способны не только
удовлетворить потребности ребенка в пище, одежде и тепле, а передать
культурно-исторический опыт в процессе совместной деятельности и общении,
создать психологически комфортные условия для его развития.
Актуальность взаимодействия детей раннего возраста и родителей
обусловлена с рядом особенностей, связанных со спецификой данного периода
детства: значимость взаимной привязанности, приоритетность индивидуальной
формы работы с детьми, ситуативный характер взаимодействия, определяющая
роль взаимодействия родителей и детей в социальном развитии ребенка
раннего возраста.
Рассмотрим более подробно выделенные особенности. Первая
особенность – безусловная зависимость эффективности процесса от
сформированности отношений привязанности и доверия между воспитателем и
воспитанником.
Взаимная привязанность родителей и детей становится основой их
взаимозависимости в раннем возрасте. На основе доверия у ребенка
складывается положительное отношение к себе (я любим, значит, я хорош),
уверенность, способность правильно оценивать свои силы и способности
(адекватная самооценка), инициативность. Доверие позволяет ребенку активно
вступать в контакт не только с родителями, но и с посторонними взрослыми.
Разделение родителей и детей раннего возраста в педагогическом
процессе снижает его эффективность и может стать причиной деструктивных
изменений личности ребенка.
Вторая особенность – приоритетность индивидуальной формы работы с
детьми в раннем возрасте. Принцип индивидуализации образования имеет
важнейшее значение в работе с детьми раннего возраста, так как основывается
на понимании того, что каждый ребенок индивидуален и уникален.
Следовательно, педагогический процесс должен быть максимально полно
согласован с собственными намерениями и интересами ребенка. Ребёнок в
период раннего детства может воспринять только то воздействие взрослого,
которое адресовано лично ему. Дети раннего возраста не воспринимают
призывы или предложения, обращенные целой группе. Им необходимо личное
внимание и персональная обращённость взрослого (взгляд в глаза, обращение
по имени, ласковое прикосновение). Задача воспитания в этом возрасте состоит
в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание
действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого
необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового
поля, эмоциональная включённость взрослого в нужные действия.
Третья особенность – ситуативный характер взаимодействия родителей и
детей. По мнению психологов, ситуативность является важнейшей
особенностью психики ребенка раннего возраста, определяющей его поведение.
Ребенку интересен любой предмет, попадающий в поле его зрения, при этом
ранее изучаемый предмет обычно отвергается. Дети данного возраста обладают
хорошей памятью, но она направлена в основном на узнавание знакомых
предметов. Ребенок не может изучать свойства предметов в умственном плане:
только действуя с ними, он способен познать мир.
Учитывая данные обстоятельства, родители должны использовать
случайно возникшие педагогические ситуации, а также целенаправленно
создавать их в процессе педагогического взаимодействия с детьми.
Педагогическое взаимодействие родителей с детьми является
определяющим фактором социального развития ребенка в раннем возрасте.
По мнению многих психологов, период раннего детства является первой
стадией социализации, так как именно в первые годы жизни формируется
личность человека. Развитие у ребенка знаний о себе, осознание своего Я,
отделение себя как субъекта от объекта зависит от характера социального
взаимодействия его с окружающими.
Ранняя социализация ребенка проходит по законам развивающейся
отражательной способности мозга ребенка и формирующейся на ее основе
особой формы поведения – подражании. Отражая социальный мир, ребенок
копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации
голоса, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, находящихся рядом с
ним.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования
показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут
заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение в современных
условиях является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим
возможность оказывать определенное влияние на семью.
Взаимодействие с родителями в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 34»
«Антошка» г. Мурманска проходит в различных формах.
Регулярно обновляется информация для родителей в «Родительском
уголке», например при изучении потешек, родителям предлагается повторять её
текст дома с детьми. Проводятся презентации, открытые занятия и праздники.
В течение учебного года в нашем детском саду проводятся дни открытых
дверей, когда родители по желанию могут посетить занятия.
Для стимулирования взаимодействия родителей с детьми организуются
конкурсы поделок на различные темы: «Овощной калейдоскоп», «Новогодняя
ёлочка», «Весенний цветок».
Чтобы сделать воспитание ребенка в семье более последовательным и
эффективным, необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к
тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Задача педагогов — сделать этот процесс интересным и продуктивным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *