ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проектная деятельность — это новая интересная форма организации
образовательного процесса в ДОУ, включающая интеграцию различных видов
деятельности у дошкольников, а так же опытно — экспериментальную,
исследовательскую деятельность. Участие в проектах позволяет в полной мере
раскрыть творческий потенциал детей, их родителей и педагогов. Новизна
представленного материала заключается в том, что в проектной деятельности
участвовали дети первой младшей группы, возраст участников был от 2 лет 10
месяцев до 3 лет 2 месяцев. Специфика проектной деятельности на данной
возрастной группе такова, что основная инициатива исходит от самих
педагогов, однако при умелом руководстве взрослого в опытно –
экспериментальной деятельности ребенок выступает, как своеобразный
исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на
окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и
освоения.
«Опытно — экспериментальная деятельность способствует формированию
у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительные
процессы, — по мнению академика Н.Н. Подъякова, «позволяет создать
ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,
анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая
представлением о том или ином законе или явлении».
Основным фактором успешности работы по развитию речи и обогащения
словарного запаса у детей раннего и младшего дошкольного возраста является
соблюдение принципа интеграции различных содержательных видов детской
деятельности. Интегрированный подход способствует развитию в единстве
познавательной, эмоциональной и практической сферы личности ребёнка.
«Ребенок сначала видит предмет или явление, у него идет накопление
зрительной информации, затем взрослый ее словесно обозначает, далее
происходит процесс познания через движение рук (исследовательские
действия), затем эмоциональное обыгрывание закрепляет впечатление от него,
следствием развернутой полной информации выступает создание графического
образа, который оставляет в памяти эмоционально окрашенный образ».
Вместе с тем, познавательное развитие, формирование понятийного
мышления, немыслимы без усвоения новых слов.
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, активно обогащается
чувственный опыт ребенка, проговаривается речевой материал, и на основе
полной и развернутой информации, у детей формируется четкий образ
предметов и явлений окружающего мира. Это позволяет нам, педагогам, более
эффективно решать задачи воспитания и обучения с детьми раннего и
младшего дошкольного возраста, привлекать к образовательному процессу
родителей.
Приведем пример развития речи и формирование словаря в реализации
экологического познавательно-исследовательского проекта «Кто такие птички»
с детьми в первой младшей группы МБДОУ №105 г. Мурманска.
Современный человек в городах оторван от естественной природной
среды, поэтому наблюдать особенности обитания животных и птиц в полной
мере не имеет возможности. Понять простейшие природные связи,
закономерности позволяет специально организованное обучение и создание
условий в образовательном учреждении и дома для практической и поисковой
деятельности у детей.
Цель: Формировать интерес к живым природным объектам,
доброжелательное отношение к птицам.
Задачи:
1. Знакомить с домашними птицами (петушок, курочка и цыплята; гусь,
гусыня и гусята; селезень, утка и утята) и птицами на участке детского сада
(ворона, голубь, воробей, снегирь, синица).
2. Формировать умение выделять характерные признаки и особенности
строения, внешнего вида, обитания птиц через интегрированную
деятельность.
3. Обогатить словарный запас по данной теме, развивать активную речь у
детей.
4. Способствовать развитию познавательного интереса, любознательности и
наблюдательности у детей через создание проблемных ситуаций в ходе
реализации проекта.
5. Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, совместно с
родителями, активно включая их опыт в проектную деятельность нашей
группы.
Ожидаемый результат:
1. В процессе реализации проекта у детей и родителей вызвать устойчивый
интерес к творческой, исследовательской и поисковой деятельности.
2. Сформировать целостное представление о птицах.
3. Проект должен быть направлен на совместное проведение семейного досуга,
способствующий укреплению детско – родительских отношений; создавать
атмосферу доверия между педагогами и родителями.
Реализация проекта.
1 этап. Подготовительный.
 Обогащение развивающей среды по теме. Накопление и подборка
наглядно — демонстрационного, дидактического и видео материала по
данной теме; создание условий для практической и поисковой
деятельности.
 Определение проблемной ситуации и пути решения, выявление
первоначальных представлений детей по теме и (предварительная беседа)
2этап. Основной.
1. Освоение познавательного материала в специально организованном
образовательном процессе через интегрированную деятельность.
Педагогами группы был разработан перспективный тематический план,
рассчитанный на две недели включающий:
 Беседы по теме
 Занятия познавательного цикла, занятия по продуктивным видам
деятельности;
 Дидактические, подвижные и театрализованные и сюжетно-ролевые
игры в свободное время во второй половине дня.
 Чтение художественной литературы по данной теме.
 Развлечения и праздники;
 Наблюдения на прогулках;
 Создание проблемных ситуаций и поисковая деятельность.
 Индивидуальная работа
2. Самостоятельное усвоение материала дома и привлечение родителей к
образовательному процессу:
 Участие родителей и детей в совместных прогулках и наблюдениях, в
конкурсах, акциях, семинарах- практикумах, предлагаемых педагогами
ДОУ
3 этап. Заключительный. Подведение итогов, анализ проекта. Создание
презентации.
Выводы после реализации проекта:
1.Среди родителей определилась группа творческих и активных, которые
поддерживали начинания педагогов, живо интересовались происходящим и
участвовали в выполнении творческих заданий.
После того, как были показаны родителям практические занятия с детьми и
совместные развлечения, в рамках недели Дни открытых дверей. Доверие у
родителей к педагогам заметно прибавилось.
— родители стали чаще обращать к педагогам по разным вопросам;
— атмосфера в коллективе стала более доброжелательная и позитивная.
2. У детей сформировано целостное представление о птицах, что подтверждает
диагностическое исследование, включающее наблюдения педагогов, по
результатам проведенных дидактических игр.
3. В ходе реализации проекта возникла ситуация, которая послужила
неожиданным толчком для детского экспериментирования.
Во время наблюдения за птицами на прогулке, один мальчик (Савва Т. 2г. 10 м)
неожиданно задал вопрос, послуживший началом экспериментальной
деятельности в нашей группе «Что едят вороны зимой?» Педагог не дал
готового ответа, а создал условия для самостоятельного поиска ответа на
заданный вопрос.
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность интересна как
форма работы с детьми для самих педагогов и родителей. Совместная
проектная деятельность сплачивает семейно-родительские отношения,
способствует укреплению доверия родителей и педагогов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *