ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДОУ

В современных условиях немалое значение придается организации
взаимодействия педагога и ребенка при построении педагогического процесса.
Личностно-ориентированное взаимодействие в системе педагог-
воспитанник предполагает признание личности ребенка не столько объектом,
сколько субъектом воспитания, образования, партнером в воспитательно-
образовательном процессе. Целью личностно-ориентированного
педагогического взаимодействия педагога с воспитанником является создание
благоприятных условий, риентаций, в его самоопределении (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, и др.).
Педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого
взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или
временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются
взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое
влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную
активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или
опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем «педагогическое
воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение»,
которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых.
Однако в силу возрастных особенностей ребенка, ведущая роль в
педагогическом взаимодействии отводится взрослому. Своеобразие общения
между взрослым и ребенком также наделяет данный вид взаимодействия
определенной спецификой. Особенности педагогического взаимодействия
рассматриваются авторами в основном в связи с личностью взрослого, его
влиянием, воздействием на ребенка, однако мало изученным остается обратное
воздействие ребенка на воспитателя.
В.Г. Мараловым выделены также три модели педагогического
взаимодействия на основе возникающего противоречия между целями и
задачами, которые ставят педагоги, и теми целями и задачами, которые
преследуют дети в конкретный момент времени. Первая модель базируется на
субъект — объектных связях, где реализуется принцип доминирования педагога.
В рамках второй модели, основанной на субъект — субъектных связях,
поддерживается принцип равенства сторон взаимодействия. Третья модель –
построенная на субъект — объектных связях предполагает подчинительную
позицию педагога.
Традиционный подход к реализации педагогического процесса
отождествляет его с деятельностью педагога — особым видом социальной
(профессиональной) деятельности, направленной на реализацию
воспитательно-образовательных целей: передачу от старших поколений
младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для
их личностного развития и подготовку к выполнению определенных
социальных ролей в обществе. Данный подход закрепляет субъект — объектные
отношения в педагогическом процессе, в которых в роли субъекта выступает
педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок). При таком подходе
субъективные особенности педагога и ребенка, связанные с их личностными
проявлениями, остаются практически вне педагогического процесса как
объективного явления. Они существуют, действуют, но как значимый фактор
его функционирования не учитываются, что значительно ограничивает
возможности раскрытия творческого потенциала участников педагогического
процесса (И.Б. Едакова). До тех пор, пока ребенок является объектом
педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно
исходить от педагога, развитие ребенка не будет эффективным.
Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического
процесса коренным образом меняет возможности формирования и проявления
личностного потенциала, как ребенка, так и педагога. При этом организация и
содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом,
но и потребностями, интересами, характером активности ребенка. Такой
подход, безусловно, отвечает ориентирам гуманистических принципов,
актуальным требованиям отношения к личности как высшей ценности.
Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей
способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения
конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа
познавательных процессов, активизируются знания, отбираются нужные
способы решения задач, апробируются разнообразные умения. Вся
деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются
ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом
укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами.
В период появления новых форм организации дошкольного образования,
внедрения инновационных методов работы меняется профессиональное
сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и
методов взаимодействия с ребенком. Эти процессы обновления содержания не
могут быть оторваны от той развивающей среды, в которой они должны
воплощаться. Крайне важным является выделение подходов к организации
среды с ориентацией на поддержку ребенка в его индивидуальном
саморазвитии.
По словам Л.С. Выготского, «…среда есть истинный рычаг
воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим
рычагом. Как садовник был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения,
прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в
противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно
воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних
растений, подбирая и примешивая почву и удобрение, т.е., опять-таки косвенно,
через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду,
воспитывает ребенка. В процессе воспитания учитель при новом понимании
дела имеет не только не меньшее значение, чем прежде, но неизмеримо
большее. И хотя его роль теряется, видимо, во внешней активности, так как он
меньше учит и воспитывает, однако она выигрывает во внутренней
активности».
С точки зрения Р.М. Чумичевой, среда выступает не только условием
творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем
профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее
требует от педагога фантазии и знание разнообразных способов создания
среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно
самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение.
Построение элементов развивающей среды в ДОУ невозможно без участия
взрослых.
Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально
новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации
педагогической деятельности, значительное расширение информационного
поля, модернизация социальных функций педагога, развитие
индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения
профессиональных качеств.
Важным для педагога является постоянное совершенствование знаний, в
частности в сфере построения среды, использовании ее богатого
воспитательного потенциала, овладение прогрессивными педагогическими
технологиями.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим
образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их
развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир,
раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он
«одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для
ребенка.
Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны
— ее компонентом. Доказано, что человек для другого человека также выступает
как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими
отношениями и действиями.
Среда является важнейшим фактором, опосредующим деятельность
ребенка. Она предоставляет большие возможности для воспитания и развития
дошкольника, формирования значимых качеств личности: активности,
самостоятельности, творческих проявлений, коммуникабельности. Однако
полноценное развитие и воспитание ребенка возможно при создании условий
для его активности в среде, возможностей для моделирования, построения ее
элементов. Взаимодействие с элементами среды, внесение изменений в среду,
совместная деятельность педагога и ребенка в данном направлении открывает
большие возможности для раскрытия личностного потенциала дошкольника..
При этом он является партнером для ребенка, направляет его, обучает.
Построение эффективного взаимодействия между педагогом и ребенком при
построении элементов среды является важным условием использования ее
потенциала в воспитании и развитии дошкольника.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *