ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА

Первым социальным институтом с которым сталкивается семья, имеющая
детей, является детский сад. Создание условий для первого положительного
опыта социализации ребенка -одна из основных задач дошкольного
учреждения. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что из всего многообразия
окружающего мира, так или иначе влияющего на ребенка, особое значение
имеет «интимный круг общения», в который входят родители и другие близкие
люди. В исследованиях В. С. Мухиной, С. Ю. Мещеряковой, Е. О. Смирновой,
Н. Н. Авдеевой и других было показано, что психическое развитие ребенка,
оторванного от семьи подвергается деформации. И напротив наиболее широко
проявлять свои возможности (по исследованиям Ю. П. Азарова, И. В.
Гребенникова, А. Г. Харчева) ребенку позволяет именно семья. Таким образом,
можно говорить о том, что наибольшее значение в развитии маленького
ребенка имеют окружающие его взрослые. Поэтому очень важной
существенной стороной работы ДОУ является взаимодействие с семьями
воспитанников. Построение такого взаимодействия в целях полноценного
развития каждого ребенка – это один из источников, который позволит
эффективно решать задачи, стоящие перед ДОУ. Необходимо организовать
эффективную профессиональную коммуникацию, т. е. психологическое
просвещение семьи, партнерское сотрудничество педагогов и родителей,
которое будет способствовать формированию осознанного родительства и
активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Одна из форм взаимодействия взрослого и ребенка-это подключение
родителей к жизни детского сада. Например, родители разных профессий
приходят в гости к воспитанникам и рассказывают о своей профессии. Так же
интересным будет рассказ о себе и своих достижениях взрослого, который
имеет спортивные или творческие успехи. Очень важно подкрепить свой
рассказ чем-то наглядным, например, медалями, фотографиями, результатами
своей творческой деятельности.
Существует еще одна интересная форма взаимодействия родителей, детей
и сотрудников ДОУ. Родители совместно с детьми подключаются к работе над
каким-либо проектом, собирают интересную информацию об истории города,
памятниках, культурных мероприятиях. Свою работу можно представить на
общем мероприятии. Родители и дети в отношениях с другими начинают
чувствовать себя комфортнее, так как получают друг от друга обратную связь и
эмоциональную поддержку. Такой вид деятельности, несомненно, сблизит всех
участников мероприятия.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они
призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и
детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители
становятся более открытыми для общения.
К досуговым формам относятся различные праздники, например,
«Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая»,
«Спортивный праздник с родителями», организация «Семейных театров» с
участием членов семьи и др.
На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями
дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят
свои коллекции, предметы быта, награды и др.
Положительным является организация совместной деятельности
родителей и дошкольников, например, «Театральные фестивали», «Творческие
мастерские», выставки «Радость созидания» и др.
Интересна идея создания в детском саду условий для совместных (дети,
родители, педагог) занятий физической культурой и спортом. Таким образом,
родители, педагоги и дети будут привлечены к участию в совместных
физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском
саду (а также районе, городе).
Привлечение родителей к активным формам совместной с детьми
деятельности, способствует возникновению творческого вдохновения: занятиям
в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и
пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам.
Очень важно организовывать семейные посещения музея
изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной
галереи, мастерских художников и скульпторов.
Так же как вариант взаимодействия взрослого и ребенка широко
используются мастер-классы по различным темам, где родители вместе с
детьми и педагогами могут получить новые умения, знания и бесценный опыт
общения с ребенком в достаточно необычной и непривычной обстановке.
Сфера взаимоотношений детей в семье, в детском коллективе
представляет основной источник напряжений, конфликтов, психологических
проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического
здоровья дошкольника, успешного его развития, создавать необходимые
комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие
его эмоциональное благополучие.
Эффективность дошкольного воспитания в значительной мере зависит
как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекват-
ной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *