ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

В последнее время мы, педагоги, все чаще сталкиваемся с детьми,
двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто
подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются
подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать взрослого и
выполнить его указания.
C гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они
находятся в постоянном движении, они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают,
не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут,
принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их
рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Взрослые жалуются на то, что такой ребенок не дает им покоя – он
постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то
случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос,
но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время совместной деятельности со взрослыми такие дети чаще всего
вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут
выполнить поручение до конца.
Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков,
«отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют
подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают
многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень
интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и
может соответствовать или превышать показатели возрастной нормы.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде
всего являются патология беременности, родов, инфекционные заболевания,
перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, генетические факторы,
особенности строения и функционирования головного мозга, стиль воспитания
в семье и т.д.
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая
дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения
специальной диагностики. При необходимости должно назначаться
медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в
коллективе должен быть комплексным.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько
хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна
сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок.
Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не
хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему
сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не
ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на
которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже
становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы
воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных
черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с
которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и
покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и
сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить
следующее:
1. Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем
легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет
все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет
психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на
нужный предмет.
2. Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и
не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С
гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно,
чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона.
Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к
такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для
дальнейших успешных действий.
3. Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей.
Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к
отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к
выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и
позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь
помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.
4. При организации предметно-пространственной среды необходимо
помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной
расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются
повышенным травматизмом.
Важно научиться давать инструкцию гиперактивному ребенку. Указания
должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не следует
давать инструкцию сразу. Лучше давать те же указания по порциям, следующее
только после того как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо
контролировать. Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.
Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с
ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен
четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении
недопустим попустительский стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу
же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться,
крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Ребенку
легче, если во время занятия его переключают на другой вид деятельности.
Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков
гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. От ребенка нельзя
требовать выполнения сразу быть внимательным, усидчивым, сдержанным.
Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто
принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению
самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных
детей в местах скопления большого количества людей.
Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными
детьми – соблюдение режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны
быть заранее известны ребенку.
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны
взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и
комплексной, так как выработка единой системы требований сможет помочь
адаптироваться таким детям и быть успешными.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *