ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

По результатам педагогического обследования в дошкольных
учреждениях с каждым годом возрастает количество детей среднего
дошкольного возраста, имеющих общее нарушение речи. Увеличивается
количество выпускников массовых групп детских садов с лексико-
грамматическим недоразвитием и недостаточно развитой связной речью. Это
существенно усложняет усвоение программы общеобразовательной школы
будущими первоклассниками.
Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и
родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко
самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у
детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и
умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут
найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Осознанное включение родителей в совместный с педагогом
коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от
детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.
Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если
усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и
обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества,
взаимодействия и доверительности. Педагог осуществляет работу по
интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного
возраста с речевой патологией.
Исходя из данного направления работы, решаются следующие задачи:
 устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
 объединяются усилия педагогов группы и родителей для развития и
воспитания детей;
 создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
 повышается психолого-педагогическую компетентность родителей в
вопросах речевого развития ребёнка;
 оказывается помощь родителям в выполнении ими воспитательных и
коррекционных функций, поддерживается их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Общение педагога с родителями необходимо строить, руководствуясь
девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ». Даже
минимальная помощь, оказанная родителями, даёт им возможность
почувствовать свою причастность к общим заботам.
Групповые встречи-занятия с родителями, присутствие которых на
открытых просмотрах с последующим обсуждением, является действенной
формой обучения родителей. Перед занятием необходимо сообщить родителям
вид образовательной деятельности, его цель, используемые методы и приёмы.
Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных
участников занятия и вместе с детьми «совершают» новые открытия. С
вопросами можно обращаться и к взрослым, и к детям, что создаст на занятии
непринуждённую атмосферу. Родители и дети могут заниматься рисованием,
ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам,
придумывать сказки. Совместные занятия способствуют более ответственному
отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.
Чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного
учреждения, группы, деятельностью их детей, можно организовать
фотовыставки, выпуски стенгазет, тематические выставки:
 «День за днём. Мы занимаемся, играем и гуляем»
 «Мамочка милая, мама моя…»
 «Мой папа. Какой он?»
 «Что значит быть здоровым?»
Фотовыставки и выставки работ организуются тематические,
посвящённые какому-либо интересному событию из жизни группы: празднику,
увлекательному досугу, экскурсии. А могут и отражать обычную, ежедневную
жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание
родителей. При этом необходимо стремиться, чтобы выставка носила не просто
развлекательный характер, но и способствовала педагогическому просвещению
родителей. Фотографии сопровождаются небольшими стихотворениями и
краткой информацией. Эта информация позволяет родителям увидеть
целесообразность того или иного вида деятельности.
Задача знакомства родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста, имеющими нарушения речи,
методами и приёмами воспитания и обучения реализуется через
информационно-просветительские формы: стенды, папки-передвижки,
консультации, «родительский уголок», специальные памятки. Вовлекаясь в
коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с
детьми, повышать свою педагогическую компетентность.
Создание методической системы работы по взаимодействию с
родителями воспитанников обеспечит стабильно высокий результат в работе по
развитию речи. Дети, несомненно, будут отличаться высокой познавательной
активностью, любознательностью, самостоятельностью при выполнении
различных заданий. А к моменту начала обучения в школе отметится не только
высокий интеллектуальный потенциал воспитанников, но и сформированность
мотивационной и нравственно-волевой сферы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *