МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ В ШКОЛЕ

Сегодня школьные программы во многом основываются на программах
детского сада. Обновленная школа требует иной, чем прежде, подготовки
будущих первоклассников к школьному обучению. Специфических занятий по
традиционным для детского сада направлениям становится явно недостаточно.
Так все существующие программы детского сада предусматривают подготовку
детей к обучению грамоте. Но как отмечают учителя начальных классов, работа
по разным технологиям с разным конечным результатом затрудняет работу
учителя.
Поэтому зачастую в 1 классе приходится все начинать заново. Кроме
того, программа обучения чтению в 1 классе требует в подготовительный
период решения таких задач, как научить детей различать на слух и при
произношении гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие
согласные, глухие и звонкие, выделять ударный слог. Безусловно, в первом
классе за короткий промежуток времени этому научить невозможно.
Необходима большая предварительная работа в детском саду по звуковому
анализу слова. На сегодняшний день понимание готовности к школьному
обучению остается проблемой дискуссий.
Педагогами начальных классов подготовка к школе рассматривается как
более раннее изучение программы 1 класса и сводится к формированию
узкопредметных умений и навыков. Воспитателям важно познавательное и
личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим
миром, развитие ведущей деятельности (игры). Для родителей главным
является обеспечение детей знаниями и навыками, необходимыми для
поступления в школу (уметь читать, считать).
А проведенные психолого-педагогические исследования показали, что
главное — психологическая и социальная готовность ребенка, а именно: желание
учиться в школе, учебная мотивация, умение вести себя адекватно,
организованность поведения.
Такое положение дел побуждает искать пути решения проблемы в
разных аспектах:
— в создании условий для развития детей и сохранения их здоровья;
— в преемственности содержания программ дошкольного и начального
образования;
— в выборе форм и методов в обучении детей.
Стандартный вариант подхода к развитию речи не дает возможности
улучшить качественный показатель, об этом говорят и коллеги начальной
школы.
Возникла необходимость разработки методических рекомендаций по
организации углубленного изучения развития речи.
Основное направление нашего детского сада – развитие речи и
коммуникативных способностей детей.
Работу по проблеме необходимо начать с представления деятельности
воспитателей и учителей начальной школы по развитию речи, как единой
системы, как связи и согласованности каждого компонента образования (целей,
задач, содержания, методов, средств, форм организации), что обеспечивает
эффективное поступательное развитие ребенка.
Для углубленной работы по развитию речи и речевых навыков выбрали
совместно с педагогами школы и с согласия родителей УМК «Школа 2100».
Почему мы выбрали «Школу 2100»?
Прежде всего, потому что она предполагает реализацию
преемственности: дошкольный курс является первой ступенью единого
непрерывного курса для начальной школы. При переходе с одной ступени на
другую детей не приходится переучивать, потому что каждая предыдущая
ступень – основа для решения задач следующей.
Осуществляя выбор методик, технологий, начали с пособий «По дороге к
Азбуке», «Здравствуй, мир!». В соответствии со спецификой
экспериментальной работы по выработке концепции предшкольного
образования наиболее актуальным является комплексный подход как один из
основных принципов всестороннего обследования и оценки особенностей
развития детей.
На современном этапе развития образования становится невозможным
игнорирование неравномерности развития детей одного паспортного возраста,
которое проявляется в различных темпах овладения отдельными видами
деятельности, развития психических процессов и свойств личности.
Чтобы спланировать работу по предшкольной подготовке к анализу
возможностей детей привлекаются специалисты: педагог-психолог, учитель-
логопед, ИЗО-руководитель.
Организована индивидуальная коррекционная работа воспитателей
групп, коррекционная работа по мелкой моторике руководителя по
изодеятельности, введены логоритмические упражнения на музыкальных
занятиях, проводится общий массаж по снятию мышечных зажимов и
чрезмерной напряженности.
Исходя из их данных была выстроена организационная модель с
целостной системой планирования.
Модель, включает согласованные между собой 3 компонента:
1. обязательный компонент для всех воспитанников старшего возраста;
2. компонент коррекции для воспитанников с нарушением речи;
3. компонент развития, ориентирующийся из социального заказа родителей
и индивидуальных способностей детей.
Во всех компонентах есть раздел, обеспечивающий стандарт и раздел,
превышающий стандарт.
В обязательном компоненте в разделе, обеспечивающем стандарт,
включены занятия, предусмотренные курсом учебно-методического комплекта
«Школа 2100». Мы не увеличили объем обязательных основных занятий.
Количество занятий в неделю составляет норму учебной нагрузки.
Превышением стандарта обязательного компонента является:
— Занятия педагога-психолога «Готовимся к школе». Они носят
коррекционно-развивающий характер. Группа детей формируется как
временный коллектив до преодоления проблемы. Каждый ребенок проходит
через одно занятие в неделю.
— Включаем интегрированные занятия учителя-логопеда для детей
логопедической и массовой группы и итоговые тематические занятия по
лексическим темам. Это дает выравнивание стартовых возможностей
дошкольников.
— Для обеспечения комплексной подготовки, для развития психомоторных и
интеллектуальных возможностей проводит занятие ИЗО-руководитель.
— В коррекционный компонент входят различные виды занятий на
логопедической группе с детьми с ОНР. Занятия проводятся по программе
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в
условиях специального детского сада», но для выравнивания возможностей
интегрируем курсы УМК «Школа 2100».
В превышении стандарта учитель-логопед проводит обследование детей
старшего возраста массовой группы и дает необходимые рекомендации
воспитателю для индивидуальной работы с детьми.
Параллельно ведется индивидуальная работа учителем-логопедом с
детьми по коррекции звукопроизношения и тяжелых нарушений речи.
Компонент развития включает в себя кружково-секционную работу. По
своему виду это уже превышение стандарта. Это дает возможность полностью
обеспечить подготовку детей к школьному обучению.
Как показал опыт, образовательная модель работает. Учителя начальных
классов отмечают:
Сформированность:
— предпосылок к обучению;
— способов познавательной деятельности;
— коммуникативных умений;
— речевых умений и навыков;
— образно-словесно-логического мышления.
Развитие всесторонней компетентности и инициативности.
Согласованность в работе по развитию речи педагогов детского сада и
школы ведет к успешному осуществлению преемственности и перспективности
в работе по формированию речевой культуры детей дошкольного и школьного
возраста.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *