ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ ОСНОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Детское изобразительное творчество можно рассматривать как
сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе
накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и
выразить свое к нему отношение.
Все системы в организме развиваются совместно, и нет таких систем,
которые бы развивались автономно (независимо). Прослеживается взаимосвязь
развития коры головного мозга с двигательными функциями.
Сенсо — чувство, моторика — движение. Ребенок сначала познает мир
только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен
стереотипов.
В изобразительной деятельности выделяют 3 этапа развития для каждого
возраста:
 сенсорной и моторной стимуляции;
 сенсомоторной координации;
 психосенсомоторной координации.
В 3-4 года наиболее значимым является сенсомоторное развитие на
уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные
системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения
целенаправленного действия требуется сенсорная поддержка.
В 4-5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация),
отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы
восприятия.
В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение
функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями.
Сенсомоторное развитие ребенка лежит через моделирование предметной
среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира:
 через крупную моторику (взаимодействие, формирование, развитие
и тренировка органов чувств);
 развитие нервной системы через мелкую моторику (моделирование
действий на уменьшенной копии внешней среды на занятиях по
изодеятельности);
 развитие нервной системы через осмысление ощущения
(восприятия), т.е. создание образа-модели-образца+совосприятие собственных
движений.
Дошкольный период является одним из наиболее важных и
ответственных в жизни человека. Для того, чтобы ребенку было легко учиться,
у него должны быть скоординированные движения мышц обеих рук. Значит,
если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими
познать многое и разное.
Проведя педагогическое отслеживание уровня развития детей группы,
обнаружила неустойчивость внимания, нарушение координации движений рук.
На основании этого я поставила перед собой цель: комплексная подготовка
детей к школе, гармоничное развитие его психомоторных, художественных и
интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста
деятельности.
Чтобы достичь этой цели выдвинула для работы следующие задачи:
1. развивать мелкую моторику, ловкость пальцев и координацию движений;
2. формировать пространственное мышление;
3. совершенствовать произвольное внимание и зрительное восприятие.
Для этого разработала курс «Развитие мелкой моторики», в который
входит:
— массаж рук, пальцев,
— пальчиковая гимнастика,
— театр стихов,
— театр теней,
— настольные игры «Собери фигуру», «Увлекательные пазлы»,
— уроки вязания «Волшебный крючок»,
— развитие графических навыков «Рисуем линии и фигуры»,
— бумажная скульптура «Оригами» .
Для обеспечения комплексной подготовки дошкольников к школе с
детьми старшего дошкольного возраста разработала систему, включающие
модули развития:
— обязательный модуль,
— модуль коррекции для воспитанников с нарушением речи,
— модуль развития, ориентирующегося на социальный заказ родителей.
В обязательный модуль включены индивидуальные и подгрупповые
занятия с детьми по развитию мелкой моторики.
В коррекционный модуль входят различные виды индивидуальной
работы с детьми с ОНР по показаниям учителя-логопеда. Параллельно ведется
индивидуальная работа учителем-логопедом с детьми по коррекции
звукопроизношения и тяжелых нарушений речи.
Модуль развития включает в себя работу кружка «Волшебная кисточка»
для развития психомоторных и интеллектуальных возможностей. Простые
движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение
звуков, а значит развивать речь ребенка.
Такая система работы дает возможность полностью обеспечить
подготовку детей к школьному обучению.
Как показал опыт, образовательная модель работает. Учителя начальных
классов отмечают сформированность:
— предпосылок к обучению,
— способов познавательной деятельности,
— коммуникативных умений,
— речевых умений и навыков,
— образно-словесно-логического мышления,
— развитие всесторонней компетентности и инициативности.
Согласованность в работе педагогов детского сада и школы ведет к
успешному осуществлению преемственности и перспективности по
формированию учебных навыков у детей дошкольного и школьного возраста.
Результаты диагностики показывают высокий уровень готовности детей к
школе.
У 80% детей сформированы моторные характеристики: свобода
движений, точность, ритмичность, плавность. Демонстрируют высокую
техническую грамотность.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук улучшает (способствует) развитие
познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Даже нормально развивающему ребенку не помешает массаж рук, а
пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают мелкую моторику,
умение слушать, что поможет ему при обучении письму в школе.
Ребенок учится ориентироваться на листе бумаги, правильно держать
ручку и карандаш, становится внимательным и сообразительным, улучшается
координация движений.
Поэтому упражнениям по развитию мелкой моторики и занятиям по
изобразительной деятельности необходимо уделять особое внимание, так как на
них облегчается возможность продуктивного контакта с ребенком.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *