ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной
из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду
является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда
отдельных задач:
• расширение, обогащение и активизация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что при
обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства
из них выявляется неблагополучное речевое развитие.
Условно детей можно разделить на три группы:
o дети, у которых речь совсем отсутствует;
o дети, которые говорят отдельными словами;
o дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с
грамматическими ошибками.
И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь,
соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
Проблемы развития речи детей раннего возраста:
1. В речи ребёнка много императива (глаголов повелительного наклонения).
2. Употребляет в речи слова — «паразиты», сленг, нецензурную лексику.
3. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.
4. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.
5. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании
стихотворного текста.
Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста:
• Специальная организация внешней среды, наличие пособий,
способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более
устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного
(роль внимания значительна в психической деятельности детей и является
одним из важных условий их развития).
• Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как
существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение
ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на
развитие речи).
• Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра
требует максимально возможного применения речи).
Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста:
1. Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками,
363
дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование
развивает речь).
2. Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.
3. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и
сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого,
воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.
4. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния
воспитанников.
5. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать
негативные переживания детей.
6. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений:
организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по
картинкам, беседы.
7. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.
8. Я уверена, что использование фольклора является непременным условием
при работе по развитию речи у детей раннего возраста.
9. Что необходимо учитывать педагогам в процессе подготовки к чтению
малых жанров фольклора?
10. Иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора,
иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики.
11. Если малыши не адаптированы к чтению книги, то знакомство их с
малыми жанрами фольклора педагог начинает с рассказывания и
одновременного проведения игровых действий.
12. Детям часто нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют
его. Характерная особенность жанра потешек — особое подчеркивание
художественной природы языка, словесная игра, стремление к выявлению
забавного, яркого в звучании слов.
13. После того, как дети научатся соотносить текст потешки с игровым
действием, педагог устраивает знакомство с книгой: приглашает к ней в гости в
книжный уголок группы.
14. При рассматривании иллюстраций воспитатель выделяет характерные для
данного изображения и текста потешки детали, акцентирует на них внимание
детей, вовлекает их в беседу, а потом в игровое действие.
15. Создав ситуацию, в которой дети словно очутились среди героев хорошо
известных им произведений, педагог предлагает каждому ребенку взять в руки
книгу и проговорить вместе с ним, кого они увидели.
Как осуществлять чтение малых жанров фольклора?
• Воспитатель называет жанр художественного произведения, автора (если
есть), название.
• Рассказав или прочитав потешку, педагог показывает малышам
иллюстрации к ней.
• Педагог помогает детям вспомнить и назвать всех персонажей с опорой на
иллюстрацию в книге или на листе из альбома.
• Чтение потешки должно быть многократным.
• Инсценировка произведений малых жанров фольклора.
Основная задача предложенной методики – помочь воспитателям,
работающим с большой группой детей, многие из которых впервые пришли в
детский сад, сделать так, чтобы ежедневное пребывание ребенка вдали от
родных и близких, тем не менее, стало не тоскливым и безнадежным
времяпрепровождением в стенах общественного учреждения, а наполнилось
яркими впечатлениями, в том числе и в результате встречи с необыкновенными
друзьями – героями детских книг.
В инсценировках потешек воспитатели могут использовать различные
виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-
спектаклей необходимо создать следующие условия:
o для проговаривания детьми слов художественного произведения во время
просмотра;
o для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля
обращается к ним;
o для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.
После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в
разных формах непосредственно образовательной деятельности организует
игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с
детьми. Целью таких бесед является – определить, как была воспринята сказка
или другое художественное произведение, какое герой больше всего запомнился
и т.д.
Таким образом, фольклор является незаменимым средством пробуждения
познавательной активности, самостоятельности. Это богатейший материал для
развития культуры речи. Устное народное творчество представляет собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать как в
организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской
деятельности детей раннего возраста.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *