РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО–ВОЛЕВОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ, С ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Проблема подготовки детей к школе на протяжении долгих лет остается
актуальной. Она волнует и педагогов и родителей воспитанников, так как от ее
решения зависит успешность дальнейшего обучения ребенка в школе.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многокомпонентная,
охватывающая все сферы жизни ребенка.
Традиционно в дошкольной педагогики и психологии под готовностью к
школе понимают общую и специальную готовность. К общей готовности
относят физическую и психологическую (интеллектуальную, социально-
личностную, мотивационную) готовность. К психологической готовности
(Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова) относят учебно-важные качества такие
как, мотивы учения, зрительный анализ, способность принимать учебную
задачу, графические навыки, произвольность регуляции деятельности,
обучаемость и вербальная механическая память. Под специальной понимается
готовность к освоению специфических видов учебной деятельности.
Специальная подготовка к школе включает формирование предпосылок
учебной деятельности. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов определили структуру
учебной деятельности, которая, по их мнению, состоит в наличии учебной
задачи, учебных действий, контроля и оценки. Эти структурные компоненты
учитываться мной при подготовки к школьному обучению.
Опыт моей работы показывает, что на сегодняшний день основная
проблема подготовки детей к школе связана с развитием эмоционально-волевой
и личностной сферы, с формированием предпосылок учебной деятельности.
Развитие интеллекта важная задача, но не менее важно развитие
произвольности психических функций, обеспечивающих высокую обучаемость.
Исходя из этого, мною были определены специфические задачи для
эффективной подготовки детей к школе.
Задачи:
1. Развивать произвольное внимание, память, поведение.
2. Развивать познавательные и учебные мотивы.
3. Учить контролировать свою импульсивность, развивать самоконтроль,
учить делать самопроверку, самооценку.
4. Учить действовать по словесной инструкции, по плану, по наглядному
образцу, по моделям, по алгоритму, в рамках определенных правил.
5. Развивать дифференцированность представлений.
6. Продолжать формировать логические операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, классификация, учить находить сходства и
отличия, выделять существенное и второстепенное.9
7. Учить задавать вопросы.
8. Стимулировать попытки давать объяснения, делать выводы, составлять
простые описательные понятия.
9. Формировать навыки общения, знакомить с конструктивными способами
разрешения конфликтов.
10.Учить работать с разными источниками информации.
Подготовку детей к школе осуществляю в разных видах деятельности
(игровая, познавательная, конструктивная, изобразительная, двигательная) с
использованием разных форм обучения (прямого, латентного,
опосредованного).
Особое внимание уделяю играм по правилам, в которых успешно
формируются предпосылки учебной деятельности. В таких играх ребенок
учиться подчиняться правилам, принимать условия игры и их выполнять. Всё
это имеет особое значение для формирования предпосылок учебной
деятельности. При переходе к школьному обучению эта способность делает
возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям,
поэтому игры с правилами являются неотъемлемой частью подготовки детей к
школьному обучению.
Работу по реализации программы подготовки детей к школе осуществляю
через проектную деятельность. Каждый проект рассчитан на один месяц.
Проектную деятельность считаю основным методом обучения. Метод проектов
— это вид образовательной технологии, который предполагает использование
разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость
интегрирования различных видов деятельности. Под проектом подразумеваю
комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для
ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой
деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *