ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

От 3 до 7 лет ребенок проходит большой путь познания. Он много узнает
об окружающем мире. Он более ярко осознает и характеризует окружающую его
действительность. Исследуя готовность ребенка к школе, психологи пришли к
выводу, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается
самооценка. Она, конечно, не такая, как у старшеклассников, но и не такая, как у
детей раннего возраста. Самооценка опирается на производимый ими учет
успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу
дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то
положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Ребенок привыкает к учебной деятельности постепенно через опыт
вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (преимущественно,
игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность,
направленную на самого ребенка. Обучаясь письму, счету, чтению, ребенок
овладевает необходимыми, присущими окружающей его жизни и способами
служебных и умственных действий, которые будут необходимы ему в
дальнейшем.
Самое существенное в учебной деятельности – это понимание ребенком
того, что новые достижения приносят положительный результат, потому что с
самого начала обучения он чего-то не умел, а теперь умеет, чего-то не знал, а
теперь знает, чего-то не мог и не понимал, а теперь может и понимает – это, так
называемые, ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих
достижений и изменений. Очень важно, если ребенок становится для самого себя
предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого
себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение
к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это
значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
Сформированность, например, памяти до уровня школьных требований
проявляется в том, что ребенок способен к произвольному запоминанию,
хранению и отсроченному воспроизведению информации, владеет навыками
опосредствованного запоминания. Указанием на речевую готовность к обучению
в школе считают способность ребенка понимать обращенную к нему речь,
определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, умение четко
воспринимать и произносить речевые звуки.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает
несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс,
необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их
свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и др.
сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то
есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний,
сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности,
сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Особая проблема – адаптация к школе. Перед школой каждый ребенок
испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в новую жизнь, совершенно
отличающиеся от детского сада условия. Поэтому надо помочь ребенку в этот
трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого
отвечать за свои поступки.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана со
способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять
существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная
широта представлений, в том числе образных и пространственных,
соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная
сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.
Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить
интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Так же есть и проблемы привыкания и вхождения дошкольника в
школьный образовательный процесс. Одна из них состоит в том, что
продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания
эмоций и контроля естественной двигательной активности, сосредоточения и
поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют
делать не все дети. Многие из них быстро утомляются и устают.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него
появляются первые обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему
взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе
взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью
взрослых не на начальном этапе обучения в школе.
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом
формируется через общение с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в
этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще
дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает
содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не
значащие реплики о школе, учителях, системе образования вообще, об
отношении родителей к учебе в своем далеком детстве.
Учебная деятельность должна увлекать, приносить радость. Важно с
раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно
они являются важными мотивами деятельности человека, выражают осознанную
направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и
функции, активизируют способности.
Учебная деятельность — вид познавательной деятельности самого
ребенка, но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно
для ее формирования. Успешное формирование потребностно-мотивационной
сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от
педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый,
процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он
одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *