Доклад на тему: «Система индикаторов – неотъемлемая часть диагностической работы»

Образовательная деятельность дошкольной организации (далее – ДО) невозможно представить без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов и результатов развития ребенка.

Отслеживание уровня развития ребенка имеет большое значение для эффективного осуществления образовательного процесса, который позволяет путем мониторинга получить данные о развитии детей по основным направлениям педагогической работы и по образовательным областям в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования дошкольного воспитания и обучения, вступающего в действие с 01.09.2013г (утверждён Постановлением Правительства РК от 23.08.2012г «1080) (далее — новый ГОСО), а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Дошкольное воспитание и обучение является первым уровнем непрерывного образования. Это один из важнейших социальных институтов, который имеет большие возможности для управления процессом комплексного сопровождения ребенка от 1 до 6 лет.

Если раньше диагностика развития ребенка сводилась к выявлению знаний, умений, навыков по основным разделам образовательной программы – развитие речи, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений и т.д.,

то в системе индикаторов заложен комплексный подход к отслеживанию компетентностных качеств развития ребенка, выявлению путей и способов овладения данными компетенциями.

Основу процесса управления комплексным сопровождением ребенка составляют мониторинг компетентностного развития и проектирование его продвижений по индивидуальной образовательной траектории.

Целевыми ориентирами мониторинга при этом являются показатели компетентностного развития (далее – ПКР) ребенка по 5 образовательным областям, а отметкой уровня – система индикаторов.

ПКР ребенка заложены в ГОСО в разделе дошкольное воспитание и обучение в 5 образовательных областях:

– здоровьесберегающей (забота о своем физическом здоровье, привычка к здоровому образу жизни и навыки гигиены, развитие сенсорно-двигательных функций);

– коммуникативно-языковой (развитие памяти, мышления, воображения, владение основными языковыми нормами, формирование через речь взаимоотношений с окружающим миром);

– познавательной (наличие определенных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, установление связей и зависимостей в накопленном опыте);

– творческой (развитие духовных качеств – интеллектуальных и чувственных начал через приобщение к искусству и приобретение духовных ценностей, активизация творческого потенциала);

– социальной (умение ориентироваться в социуме, налаживать контакты и взаимодействия в окружающем мире – в семье, среди сверстников, со взрослыми, в стране, в мире).

В содержании «Индикаторов» прописаны ПКР детей по всем образовательным областям и разделам.

Система индикаторов имеет следующую структуру:

показатель – ожидаемый результат развития ребенка на данном возрастном этапе, обеспечивающий исходной информацией педагогов, родителей о параметрах компетентностного развития детей, а также основу, которая поможет переходу детей от одного возрастного этапа к другому;

образовательная область–категория, определяющая содержание образования;

подобласть – компонент образовательной области, который дает наиболее точное представление о ее содержании;

стандарт – как эталон оценки качества воспитания и обучения.

Система индикаторов предполагает наличие 3 уровней развития компетентности:

–ребенок воспроизводит те или иные действия вместе со взрослым или по образцу (1 балл, недостаточно компетентный);

– ребенок понимает, то, что он делает, владеет определенным запасом знаний, но самостоятельно не действует (2 балла, достаточно компетентный);

– ребенок применяет то, что он знает и умеет делать самостоятельно, без помощи взрослого, творчески и в нестандартных ситуациях (3 балла, компетентный).

Работа с Показателями Компетентностного Развития дошкольников и индикаторами

1-й этап. ПКР и индикаторы – это категории, необходимые педагогу для оценки продвижения ребенка по образовательной траектории. Главной характеристикой ПКР является возрастная динамика, поэтому показатели характеризующие уровень развития ребенка 3-4 лет не повторяются для ребенка в возрасте 4–5 лет, так как он должен ими овладеть на уровне применения в пределах возрастных границ. Если же этого не произошло, то работа в этом направлении продолжается в следующем возрастном периоде, подбираются новые приемы и методы работы.

Педагоги должны отслеживать процесс развития детей по показателям визуально 2 раза в год: в начале и в конце года (сентябрь – стартовый контроль, май –итоговый), а результаты записывать выставлением баллов в  «Карту наблюдений» .Если к концу года ребенок применяет до 80% показателей, то его компетенции можно считать достаточными.

Педагоги на основании этих показателей должны обработать результаты по каждому ребенку индивидуально, по всей группе детей и внести в

сводные ведомости (таблицы)

2-й этап. На основании полученных данных становится очевидна разница между уже освоенным ребенком способом действия, который он может применить самостоятельно, и тем способом, который он пока успешно воспроизводит лишь в сотрудничестве со взрослым. Чем больше этот разрыв, т. е. чем более трудную задачу может решить ребенок вместе с педагогом, тем больше перспективы развития этого ребенка.

Воспитателем заполняются таблицы для всей группы детей с целью создания целостной картины эффективности педагогического процесса, результаты выводятся в процентном отношении.

На основе полученных данных  методистом выводятся диаграммы успеваемости по всем образовательным областям для каждой группы.

Затем все полученные данные вносятся в итоговую таблицу качества дошкольного образования, здесь и выявляется место среди всех образовательных областей. Подводятся итоги диагностической работы, планируется работа по коррекции развития детей, показавших низкий уровень компетенции.

3-й этап. «Карты индивидуального наблюдения» позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию развития ребенка, в которой педагог определяет задачи и содержание педагогического процесса для ребенка после каждого этапа диагностики.

Все зафиксированные показатели индивидуального развития ребенка являются конфиденциальными и доводятся педагогами до сведения родителей.

По итогам анализа можно сравнить успехи каждой возрастной группы, результаты параллельных возрастных групп по каждой образовательной области, отследить качество работы, как отдельных педагогов, так и качество работы всего педагогического коллектива в целом.

Полученные данные могут стать отправной точкой для более глубокого исследования, как индивидуальных особенностей детей, так и характера взаимодействия педагогов с детьми. Кроме того, они могут послужить базой для разработки рекомендаций по оптимизации образовательной работы.

Карта индивидуальной траектории развития ребенка составлена.

Далее – психолого-педагогическое сопровождение ребенка, при этом важно, чтобы оно было систематическим. Придать сопровождению систематический (непрерывный), комплексный и дифференцированный характер педагогам поможет «Портфолио» ребенка.

Непрерывность сопровождения ребенка осуществляется на всех возрастных этапах. «Портфолио» содержит сведения о нем от момента поступления в детский сад и до его окончания. Если ребенок по каким-либо причинам переходит в другую группу, то «Портфолио» передают воспитателям.

Комплексность сопровождения проявляется в скоординированной работе специалистов ДО– психолога, воспитателей, музыкального руководителя и др.

Дифференщированностъ сопровождения предполагает решение проблем с максимальной пользой для воспитанника, индивидуальный подбор методов и приемов.

 

 

 Таким образом, вводимая система индикаторов индивидуально-психологического развития дошкольников актуальна и жизненно необходима в современных условиях воспитания, так как решает ряд позитивных проблем в этой системе:

  • дает возможность выделить значимость дошкольного воспитания как составляющего звена в общем развитии ребенка, ориентируя его на компетентностное развитие;
  • позволяет сравнить качество предоставляемых услуг воспитания и обучения в различных типах ДО;
  • как психологический инструментарий, индикаторы – объективны и надежны, так как рассчитаны на средний (достаточный) уровень развития детей и определяют четкие границы дошкольных периодов развития внутри самого дошкольного детства;
  • данные, полученные в результате использования индикаторов, корректируют цели воспитания, изменяют развивающую среду с ориентиром на перспективные возможности детей, позволяют составить индивидуальные программы развития для детей с особыми потребностями (одаренных и педагогически запущенных);
  • с помощью системы индикаторов обеспечивается равный подход к оценке индивидуального развития ребенка, а так же единая нормативная база контрольно-диагностической функции управления качеством образования в ДО.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *